100 летие ДОП


В 2018 году государственной системе дополнительного (внешкольного) образования России исполняется 100 лет.

В год празднования 100-летия дополнительного образования мы все чаще задумываемся над тем, что было в системе образования в прошлом, что есть сегодня и, конечно, что будет завтра.

Вызовы времени, охватившие наше общество в 21 веке, нашли отражение в повседневной жизни, куда проникли новые технологии, новый образ мышления, новые формы деятельности людей. И они же не могли обойти ту отрасль нашего социума, которая формирует и закладывает фундамент будущего – отрасль образования.

Основные принципы, отразившиеся в концепции развития дополнительного образования – свободный выбор ребенка, его социализация, разнообразные доступные возможности личностного роста и профессионального самоопределения, персонализация и неформализованность образования.

 

Уникальная система дополнительного образования детей в России уже почти 100 лет базируется именно на этих принципах — она учитывает индивидуальные способности детей, предлагает вариативное содержание, развивает личностные качества.

Сегодня государство рассматривает всю сферу дополнительного образования как некую инновационную площадку, генерирующую новые модели и технологии, внедряющую их на максимально персонифицированном уровне.

Наше государство даже в самые трудные периоды, такие как война, перестройка стремилось организовать для детей внеурочную занятость и дополнительное образование. С гордостью можно отметить, что наша страна — первая в мире, где это направление воспитания и обучения выросло в систему центров, домов детского творчества, детско-юношеских спортивных школ, станций юных техников и юных натуралистов, кружков и секций в общеобразовательных школах. Миллионам детей, подростков дополнительное образование помогло раскрыть свои дарования, таланты, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги в будущей профессии.

Считается, что впервые внешкольная форма работы с детьми появилась еще в XVIII веке в Санкт-Петербурге, когда в Шляхетском кадетском корпусе был открыт кружок по литературе для занятий в свободное время. Юные петербуржцы — воспитанники кадетского корпуса, посещавшие кружок, издавали свою собственную газету «Праздное время, в пользу

употребленное». По сути, эти слова и стали своеобразным лозунгом внешкольной образовательной работы с детьми.

Первое государственное внешкольное учреждение — Станция юных любителей природы, открылось в 1918 году в Москве, в Сокольниках. Сначала туда записалось 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников необходимо было пройти конкурсный отбор. Ребенок проходил стажировку и только после выполнения научного задания мог быть зачислен. В момент открытия станции появились первые кружки по интересам: орнитологи, энтомологи, водолюбы, ботаники. К 1925 году их число значительно увеличилось: добавились кружки цветоводов, звероводов, луговодов, фенологов, гидрометеорологов. На станции была своя собственная пасека и сад. Позднее, Станция юных любителей природы была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К.А.Тимирязева или БЮН, а ребят, которые там занимались стали называть бюновцами.

 

Лебёдкина Е.В. методист МОУ ДОД ЦНТТ

Поиск по сайту

Меню сайта

Вход на сайт