Художественно-публицистические жанры в журналистике

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.

Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет. В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ.

Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр, тогда ка в литературе - самый небольшой.

 

Очерки делятся на:

  • 1. Описательные:
  • а) путевые;
  • б) событийные.
  • 2. Сюжетные:
    • а) портретные;
    • б) проблемные.

    Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные - постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий.

    Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может "за кадром", его повествование может быть просто "фоном", на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным "оценщиком".

    В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм - присущи коммуникативно-классической прозе. Такая проза присутствует в основном в очерках Пескова В., Голованова Я. Эстетическая проза отличается высокой эмоциональностью изложения, присутствием в тексте ярких описаний. Такова проза очерков Алимжанова А. В очерке используются также три вида сюжетов:

    • 1. Простой сюжет - соответствующий естественному ходу события.
    • 2. Пространственно-временной сюжет - это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях.

    . В очерке также важны такие элементы, как пейзаж, портрет и другие детали. Известны знаменитые очерки Уалиханова Ш. "Аблай" - портретный очерк, "Очерки о Джунгарии" - путевые очерки.

    Зарисовка - небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок:

    • 1. Пейзажная.
    • 2. Ассоциативная - построенная на ассоциациях.
    • 3. Портретная - портрет человека, или местности, явления.

    В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций. Известны зарисовки о природе и животных Пескова В., которые публикуются в каждом пятничном номере газеты "Комсомольская правда".

    Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

    Виды эссе по тематике:

    • 1. Политические,
    • 2. Экономические,
    • 3. Литературные,
    • 4. Публицистические. и др.

    В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

    Новое слово в современную эссеистику внес известный казахстанский писатель и публицист Г. К. Бельгер, пишущий свои эссе на трех языках: казахском, русском и немецком. Его эссе - виртуальные беседы с сынами казахской земли "Тихие беседы на шумных перекрестках" уникальны по своему содержанию и проблематике. Публицист рассуждает о проблемах казахского народа устами великих предков, эти эссе достойны серьезного изучения. журналистский корреспонденция интервью

    Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.

    Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк совсем исчез со страниц печати.

     

     

     

    Расписание занятий с 09.01.21 по 16.01.21

    расписание занятий с 09.01.21 по 16.01.21

    Название 

    объединения

    Ф.И.О

    руководителя

    Суббота Воскресенье

    1

    Юные

    журналисты-экологи

    Кирова Ю.Е

    12.30-15.00

    15.10 16.500

     

    2.

    Юные

    корреспонденты

    Кирова Ю.Е  

    12.30-15.00

    15.10-16.50

             

     

    За любой консультацией обращаться к руководителю объединения Кировой Ю.Е. по телефону +7978-75-54-792

    Все задания найдете по данной ссылке http://grinsut.ru/index.php/obedeneniya/socialno-pedagogicheskoy napravlennost/kirova.

     

    Создание лэпбука "Учимся говорить грамотно"

    Создание лэпбука «Учимся говорить грамотно».

     Лэпбук (lapbook) или как его официально называют "интерактивная тематическая папка" - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В папке собирается материал по какой-то определенной теме.

    При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. 

    Чтобы заполнить лэпбук, детям нужно выполнить задания, провести наблюдения, изучить дополнительные источники. 
    Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденную тему.

     

    С чего начать? Как разработать все детали папки - окошки, кармашки, конвертики? Как своими руками изготовить шаблон?

    План


    После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

    Макет


    Следующий этап самый интересный :) Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
    Потом все это нарисовать на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

     

    Элементы для лэпбука

    Кармашки.

     

    Фигурные кармашки.

    Конвертики обычные. 

    Конвертики фигурные.

    Вращающиеся круги.

    Книжки простые.

    Книжка-гармошка. 

    Блокнотик разрезной.

    Блокнотик со страницами разной длины.

    Лист, сложенный в два раз

    Полоса, сложенная в несколько раз. 

    Создание шаблона

    Теперь дело за малым - в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину.
    Но если вы не владеете никакими компьютерными технологиями, для создания лэпбука это не помеха. По сути, рисовать чертеж от руки даже удобнее - меньше шансов промахнуться и что-то не учесть. И если вы не собираетесь тиражировать свои лэпбуки, а делаете его в одном экземпляре, то никакой дополнительной программы вам не надо.

    Что нужно, чтобы сделать лэпбук?
    Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:

    • Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую (кое-где она продается), а можно сделать своими руками. 
    • Ножницы.
    • Клей-карандаш для бумаги
    • Степлер.
    • Скотч.


    Вырезаем детали, приклеиваем все на свои местаВедь лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься! Только тогда это пособие выполнит свою цель - не только развлечь ребенка, но и помочь ему как следует изучить тему.

     

    Познавательная игра "Жить в согласии с природой"

    Познавательная  игра  "Жить в согласии с природой"

    Сегодня люди много говорят об экологии. А что же это такое? Слово экология произошло от двух греческих слов «oikos» - дом, жилище и «logos» - знание, учение. Экология - это наука изучающая взаимоотношение всех живых организмов на нашей планете Земля.

    Экология - это наука о дружбе человека с природой. Экология - это наука о нашем доме – о планете Земля.  Все, кто как – то знаком с экологией убеждены, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладеет экологическими знаниями и будет жить по экологическим законам жизни.

     Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия эколог.

    .А кто знает, чем занимается эколог?

    Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научится жить в сотрудничестве.

     

    Если бы люди относились к природе бережно до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас.

     

    Цели разные: кто – то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха, кто – то хочет поохотится в своё удовольствие, а кто-то не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу- развлекается.

     

    Чтобы спасти природу в разных странах были созданы красные книги. Была создана красная книга и в России в 1974г.

     

    - Почему красная? Красный цвет- цвет  опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

     

    Медведь морж, орёл беркут тигр, журавль, лебедь, чтобы сохранить животных, птиц, рыб, растения заповедники.

     

    Иногда слышишь: «Человек – царь природы», но кто его поставил человека над природой? Сам человек! А кто    человек без природы? Представить себе невозможно … Без воздуха, без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Всё это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Ведь человек – это часть природы.слайд2

     

     Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и всё, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И я сегодня проверю, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь? 

     

    Послушайте историю о лесе.

     

     Жил был лес .Обитали в лесу птицы.   Птицы пели задорно и весело.

     

    Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.  Цветы украшали поляны.

     

    Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

     

    Стал человек тогда вырубать лес   - Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. 

     

    -Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озёра и загрязнили воду в лесу.

     

    - Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

     

    -Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

     

    -Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

     

    -И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

     

    «Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!»

     

    Воспитатель: Почему в лесу никто не живёт?

     

    Ученик: Человек разрушил жизнь леса.

     

     

     Воспитатель: Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и постараемся исправить ошибки человека.

     

     

     Ситуации:

     

    1.Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал: - Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

     

    А как бы вы поступили в этой ситуации?

     

    2. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по цветам. –Что ты делаешь? - спросила старушка.

     

    -Пчёл прогоняю. Они жалят цветы. Старушка улыбнулась, и что-то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивлённо пожав плечами.

     

    -А я и не знал об этом.

     

    Вопрос: Что сказала Олегу старушка?

     

     

    3. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алёша увидели большой муравейник.

     

    -Давай посмотрим, что внутри муравейника,- сказал Алёша.

     

     -Давай,- с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:

     

    -Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…

     

    Вопрос: Что сказали бы муравьи? Почему?

     

    Что муравьи санитары леса. Они очищают лес от мусора, уничтожают   вредителей леса насекомых и их личинки, делают почву рыхлой.

     

     

     

    Предлагаю вам принять участие в интеллектуальной экологической  игре на тему «Жить в согласии с природой».

    Конкурс «Зеленая планета»

    1. У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)
    2. Какое дерево дает сладкий сок? (береза, клен)
    3. Кто зимой и летом одним цветом? (ель, сосна)
    4. Какое хвойное дерево сбрасывает свои иголки осенью? (лиственница)
    5. Сколько лет живет дуб? (300-400)
    6. Когда цветет сирень: весной или летом? (весной)
    7. У этого дерева «дрожащие» листья (осина)
    8. Растет ли дерево зимой? (нет)
    9. Цветы какого дерева дают самый лучший мед? (липа)
    10. Это дерево называют «плакучим» (ива)
    • Миллион этих цветов подарил художник певице (роза)
    • Найти цветок этого растения с пятью лепестками к удаче (сирень)
    • Как в народе называют цветок календулы? (ноготки) . В какой позе любят сидеть йоги? (лотос)
    • Как называется цветущее дерево вишни в Японии? (Сакура)
    • Из цветков, какого растения делают красный чай (гибискус, каркаде)
    • Цветок - символ французских королей (лилия)
    • Самый большой цветок (раффлезия)
    • Это лекарственное растение называют кошачье травой (валериана)

    1.За этим цветком отправила злая мачеха падчерицу и сказке «Двенадцать месяцев»? (ландыш)

    2.Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)

    3Что никак не мог сделать Данила - мастер (Каменный цветок)

    4. Что обещал привести купец младшей дочери Аленушке (Аленький цветочек)

    5.На поле этих цветов уснула Элли по пути к Изумрудному городу (мак)

    6.По приданию цветок этого растения указывает на клад (папоротник)

    7.На этом дереве в ларце смерть Кащеева (дуб)

     

    Конкурс  «Загадочный ящик»

    Отгадайте,что лежит в ящике?

    1. В коробочке лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей, Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в середине века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что это? (Луковица)
    2. Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью красноватой листвой и ярко-красными гроздьями сочных плодов. Плоды горькие, но полезные. Что это за кустарник? (калина)
    3. В коробочке лежат семена. Родима этого растения - Мексика. В 1874 году академик Севергин в книге «Царство израстания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получить из них масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что это за лакомство лежит в коробочке? (семена подсолнечника)

    Конкурс  «Птичий рынок»

    1. Какая птица самая маленькая на Земле?
    2. Какая птица самая большая на Земле?
    3. Пингвин - птица или нет?
    4. Какая птица летает выше всех?
    5. Какая птица может летать хвостом вперед?
    6. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?

    Конкурс «Кто лишний?»

      Найти лишнего в каждой из групп и объяснить свой выбор.

        1. Крот, дождевой червь, многоножка, личинка майского жука, стрекоза
        2. Летучая мышь, голубь, страус, бабочка, летучая рыба
        3. Лошадь, собака, суслик, кошка, корова
        4. Собака, рысь, коза, корова, лошадь
        5. Кузнечик, пчела, муха, комар, воробей
        6. Белый медведь, лев, антилопа, койот, гиена
        7. Чайка, буревестник, рыбный филин, зимородок, летучая мышь
        8. Кот, морж, осьминог, носорог, акула
        9. Лещ, дельфин, щука, окунь, сом

        Конкурс  «Пропавшее животное»

        В пословицах пропали животные, назовите их:

        1. Старый ... борозды не испортит.
        2. Брешет, как...
        3. ... всегда грязь найдет
        4. В плохую погоду хороший хозяин.,. не выгонит.
        5. Не все., масленица
        6. Знает.,чье мясо съела
        7. Лучше.., в руках, чем ... в небе.

         

        Заключение

        Дерево, трава, цветок и птица

        Не всегда умеют защититься.

        Бели будут уничтожены они

        На планете мы останемся одни!

        Наша планета прекрасна и удивительна, давайте будем ее беречь!

        Общее понятие о культуре речи

        Общее понятие о культуре речи.

        Цели: Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, вырабатывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми. Показать учащимся, что сквернословие вредит самому человеку и окружающим

         

         Что значит, быть культурным человеком?

        Быть культурным человеком - это значит: здороваться, чисто и опрятно одеваться, уважать старших, помогать младшим, уметь правильно говорить, не мусорить на улицах, любить и охранять природу и т. д.

        Культура человека проявляется в его одежде, в его поступках, в отношении к окружающим, в любви к Родине. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться.

        На литературных примерах мы учимся красивой, лаконичной и культурной речи. Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет устное живое слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор или ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать? Потому, что они овладели культурой речи

         Что же такое культура речи?

         

        Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.

        Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление о его грамотности, начитанности, культуре.

        Культура речи - многозначное понятие, включающее в себя:

        1) правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка; 2) речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный и выразительный.

        Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

        Вы, наверное, обращали внимание на то, что по речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс кто-то слово неправильно, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен». Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой!» Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо

         Что такое язык? Что значит любить, «беречь» свой язык?

        Ребёнок учится понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью он не расстаётся на протяжении всей жизни. Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.

        Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык , , и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

        Язык - это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. ()

        Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

        (М. Горький)

        И для народностей любых

        Язык свой – это честь.

        Гордиться вправе ты, француз,

        Французским языком,

        Ты говоришь всегда

        На языке своем.

        Китаец, турок, серб иль чех,

        Датчанин, грек иль финн,

        Конечно, вам дороже всех

        Родной язык один.

        А я судьбу благодарю,

        Мне выше счастья нет,

        Что вот на русском говорю

        Уже 15 лет.

        Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… ()

        Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» - слова всем известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

        На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.

        Наш язык и скромен и богат.

        В каждом слове скрыт чудесный клад.

        Слово «высоко» произнеси –

        И представишь сразу неба синь.

        Ты скажи: «Кругом белым-бело»-

        И увидишь зимнее село,

        С белых крыш свисает белый снег,

        Не видать под белым снегом рек.

        Вспомнится наречие «светло» -

        И увидишь: солнышко взошло,

        Если скажешь слово ты «темно»,

        Сразу вечер поглядит в окно.

        Если скажешь «ароматно», ты

        Сразу вспомнишь ландыша цветы.

        Ну, а если скажешь ты «красиво»

        Пред тобою – сразу вся Россия!

        (Э. Куклина «Родное слово»).

        Беречь свой язык - это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду.

        Что такое сквернословие – порок или болезнь?

        Язык народа и богат, и точен,

        Но есть, увы, и бранные слова,

        Они растут, как сорная трава,

        У плохо перепаханных обочин.

        Н. Рыленков

        Что такое сквернословие – порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично – не выпить, не закурить), безусловно, порок. Потом постепенно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить самое простое предложение, не употребив плохих слов.

        Неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие стали нашим повседневным явлением, с которым, пожалуй, все уже свыклись. Во всяком случае, никто, как правило, не делает замечаний хамам за их слова в общественных местах. Скорее всего, из чувства самосохранения. Давно уже не краснеют девушки от скверных слов, сказанных в их присутствии.

        Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер. Если, не куря, мы просто вдыханием запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругаются люди, от которых никто никогда не слышал ни одного скверного слова.

        Сквернословие охватило почти все возрасты и все слои общества. Его можно услышать не только от пьяного, но и при самой задушевной беседе.

        Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «О брани».

        Это будут стихи не о том,

        Что взволнованно в душу просится,

        А совсем о другом, о таком,

        И писать-то о чем не хочется.

        Но молчанием зла не пресечь.

        И без длительных предисловий

        Скажем коротко: эта речь,

        Уж простите, о сквернословии.

        Существует оно давно,

        Злое, грубое, озорное.

        И отнюдь не секрет, что оно

        Где-то в древности рождено

        Горем, пьянством и все такое.

        Почему же теперь, когда

        Человек, оседлав надежды,

        Сел в могучие поезда,

        Взмыл на спутнике, как звезда,

        Сквернословие живет, как прежде?

        Человек, даже очень важный,

        Верх учености и культуры,

        Так вдруг брякнет многоэтажно,

        Что такой в чертежах бумажных

        Не бывало архитектуры…

        Говорят, в технический век

        Человек – это мысль и дерзание.

        Значит, должен такому знанию

        Соответствовать человек!

        Ругательства стали исполнять роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот», «значит», «так сказать». Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.

        Иногда ругательства заменяют их начальными буквами. Нет принципиаль-ной разницы, произнесли ли вы слово целиком или ограничились его знаком – начальной буквой. Все равно это сквернословие, ведь ваш сигнал интерпретирован развернуто, полностью!

         Как избавиться от сквернословия?

        Как же быть с теми, кто сквернословит? Как же помочь «великому и могучему» русскому языку выжить, как сохранить его?

        Надежных рецептов тут нет, но есть несколько правил, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

        Правило 1. Не говорить плохих слов самому.

        Вспоминаются слова . Они сказаны им по другому поводу, но очень подходят и к нашему случаю: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня». Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

        Правило 2: Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом.

        Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Попробуйте устоять в такой позиции. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения, даже одиночества. Молодой человек должен знать, что в жизни бывают периоды, когда рядом нет друзей, но есть семья, есть учеба, работа. Отсутствие таких «друзей» можно и нужно выдерживать, не хватаясь за первого встречного. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь, как бы, не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу.

        Правило 3: «Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности».

        Очень часто сквернословие объясняют так: «Я расслабился», - говорит человек. Мы действительно не умеем расслабляться, не владеем всем спектром прекрасных возможностей расслабляться. Расслабляться – совсем не значит пить вино и сквернословить. Можно услышать такое заявление: «А что, собственно, плохого, если ко мне пришел друг, выплеснул наболевшее, выругался?» Но ведь никто из нас не захочет, чтобы его близкие так расслаблялись.

        Умение сильно и ярко мечтать, спортивное напряжение, занятие музыкой, рисованием, коллекционированием, качественное исполнение домашних дел – это далеко не полный перечень возможности расслабиться.

        Правило 4: «Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы – можно».

        Элементы несогласия, сора, ссоры, гнева, обиды в жизни неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже очень любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли это? Безусловно, нет.

        Так давайте научимся просить прощения, если с языка что-то сорвалось!

        Страница 6: Главные слова.

        Слова – дрова. Нас греет речь,

        Нас мыслей обжигает пламя.

        Душа пытливая, как печь,

        Все время топится словами.

        И сырость слов, и сырость дров

        Один и тот же грех имеют:

        Трещат, дымят, но мало греют

        И душу в непогодь, и кров.

        Слова бывают и скверны,

        И дым от них такого рода,

        Как будто у живой души

        Забиты сажей дымоходы.

        В. Федоров

        Но кроме слов, о которых говорилось выше, в нашем языке существует множество красивых и важных для каждого человека слов. Давайте вместе вспомним эти прекрасные слова. (Показ презентации)

         

         Основные правила культуры речи

        (Заключительное слово учителя)

        Подводя итог этого выпуска устного журнала, сформулируем несколько правил, связанных с культурой общения, культурой речи:

        ( Правила выводятся на экран. См. приложение 2)

        1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

        2. Говори только о том, что знаешь.

        3. Не спеши высказывать свои мысли.

        Помни, что говорить не думая – все равно, что стрелять, не целясь.

        4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

        5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

        6. Не говори быстро, не проглатывай слова.

        7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

        8. Будь ласков и приветлив в разговоре с окружающими тебя людьми.

        9. Не давай кличек своим товарищам.

        Решайте сами, следовать ли этим правилам или нет, но помните, по стилю поведения судят о человеке. Не позволяйте оставить незамеченными свои лучшие качества.

         

         

        Тренинг "Здоровый образ жизни"

        Тренинг «Здоровый образ жизни»

        В современном обществе здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности государства. Жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести. Нельзя сказать, что все мы рождаемся здоровыми, душевно благополучными и личностно развитыми, но все мы в той или иной мере стремимся к этому. Формирование здорового образа жизни учащихся в значительной степени обусловливает возможность личностного роста, профессионального совершенствования, удовлетворенность жизнью подрастающего поколения.

        Позитивное мышление - часть внутреннего мира самого человека, которое помогает справиться с физической и умственной усталостью, сформировать ценностные ориентации и навыки здорового образа жизни

        1. Знакомство. Упражнение «Улыбка».

        Цель: развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом.

        Время: 10 минут.

        Инструкция: Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя и «подарить» улыбку соседу по кругу. Желательно, чтобы имена не повторялись. А теперь напишите свои имена и оформите карточку-визитку.

        Анализ упражнения:

        Какие чувства вызвало у вас это упражнение?

        Как вы думаете, для чего именно в начале тренинга мы провели это упражнение?

        Что вы хотите пожелать на предстоящий тренинг?

        1. Введение в тему. Говорят: «Самое ценное у человека – жизнь, самое ценное в жизни – здоровье». Тема сегодняшней нашей встречи «Здоровый образ жизни – это мода или необходимость». Здоровый образ жизни, что это? Как вы считаете? (обсуждение).

        Примерные правила:

        1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.
        2. Для каждого понятие истины определяется те, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.
        3. Наша первая цель – установить позитивные контакты друг с другом.
        4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.
        5. Мы должны прислушиваться к другим.
        6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.

        Анализ упражнения:

        В какой степени предложенные правила ясны участникам?

        Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?

        Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?

        4. Упражнение «Ассоциация»

        На доске фраза: «Здоровье-это…». У каждого из вас есть три маленьких листочка, напишите в них по одной ассоциации на слово «здоровье» (анонимно). После этого прикрепите листочки к доске, где написана фраза. (Листочки просмотреть, зачитать и обобщить.)

        -       А теперь о здоровье мы узнаем подробнее.

        -       Итак, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности.

        «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой. Сейчас мы с вами поговорим, что же такое здоровье с позиции трех составляющих. У каждой группы свой вид здоровья, изучаем теоретический материал на карточках, которые лежат на столе, а затем выполним задание.

        Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.

        Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

        - А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?

        Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.

        Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.

        Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

          Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье. Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации. Итак, мы с вами рассмотрели три основных составляющих здоровья, которые составляют основу ЗОЖ, и приступаем к следующему упражнению - «Два полюса».

        5. Упражнение «Два полюса…»

        Цель: укрепить групповое доверие к окружающим, снять внутреннее напряжение, страхи, быть откровеннее, формирование способов поведения в сложной ситуации.

        Время: 15 минут.

        Материал: карточки с незаконченными предложениями.

        Инструкция: перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу позитивно или пессимистично. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Примеры карточек:

        Я веду ЗОЖ и это плохо, потому что…

        Я веду ЗОЖ и это хорошо, потому что…

        Я не веду ЗОЖ и это плохо, потому что…

        Я не веду ЗОЖ и это хорошо, потому что…

        Я иногда могу покурить, и это плохо, потому что…

        Я иногда могу покурить, и это хорошо, потому что…

        Я не курю, и это плохо, потому что…

        Я не курю, и это хорошо, потому что…

        Я систематически занимаюсь спортом, и это хорошо, потому что…

        Я систематически занимаюсь спортом, и это плохо, потому что…

        Я не занимаюсь спортом, и это хорошо, потому что…

        Я не занимаюсь спортом, и это плохо, потому что…

        Я сижу на диетах, и это хорошо, потому что…

        Я не сижу на диетах, и это плохо, потому что…

        Я не сижу на диетах, и это хорошо, потому что…

        Я сижу на диетах, и это плохо, потому что…

        Анализ упражнения:

        Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?
        Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы?
        Какой вывод мы можете сделать из данного упражнения?

        6. Притча «Сад».

        Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она погибает оттого, что не может давать виноград. А виноградник умирает потому, что не может цвести так же прекрасно, как роза.

        И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит. Цветок ответил:

        — Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты захотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я — если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, — я буду стараться быть этим как можно лучше. Вы здесь потому, что существование нуждается в вас таком, каков вы есть. Иначе здесь был бы кто-то другой.

        7 . Использование образов цветов Надежды Огненко. Когда-то одним из любимых мною упражнений на занятиях была игра с цветами "Мой подсознательный выбор".

        Выберите по одной карте наугад, не глядя на картинку, то есть делайте интуитивный выбор. Можете предварительно сформулировать вопрос.

        Анализ упражнения:

        Какой цветок вы выбрали?

        Какое настроение и чувства он вызывает у вас?

        В чем уникальность вашего цветка?

        8. Информационный блок. Цель: сообщить в доступной форме об особенностях поведения человека в сложных ситуациях, осознать эффективные способы поведения, умение сказать нет.
        Время15 минут.

        - В каких ситуациях люди становятся марионетками? (алкогольная, наркотическая зависимость, неуверенность в своих силах, отсутствие собственной точки зрения, трусость, обжорство и т.д.)

        Действительно, когда человек перестает контролировать ситуацию самостоятельно, испытывая зависимость от другого человека или какой-то вещи, вещества, то он перестает быть человеком, а становится марионеткой. Мозговой штурм:

        - Почему люди начинают курить, пить, принимать другие наркотики? (интересно, круто, для расслабления, давление компании, избавиться от проблем, в кайф, любопытно, больно, слабый характер, снимать барьеры в общении, приобретать новый опыт, согреться и т.д.). Записать ответы на доске.

        Начало возникновения вредных привычек – в душе. Люди, испытывающие трудности, стрессы, люди, недовольные собой и окружающим миром, легче и быстрее встают на путь заведения вредных привычек, особенно при отсутствии взаимопонимания в семье и близкими. Склонность к вредным привычкам начинается с постепенного разрыва контактов с людьми, в нарушении межличностных отношений. Например, нет любви в семье, внимания, искренности, разговоров на личные духовные темы, нет этого и в отношениях с друзьями; или человек пытается понравиться другим, заводя вредные привычки ради хорошего мнения о себе и теряя себя.

        Не имея успешного межличностного общения, человек может придти к пониманию, что существует определенный способ, суррогат, с помощью которого можно изменить свое психическое состояние. Человек, не испытывающий зависимости, наоборот, попав в трудную ситуацию, ищет поддержки не в суррогатах, а в межличностном общении. Еще одна причина: нет четких принципов («Я не курю, потому что это вредит моему здоровью и здоровью моих будущих детей»), нет четких целей в жизни («Я не пью и не употребляю наркотиков, потому что я хочу стать счастливым человеком, принести счастье и любовь другому человеку, добиться успеха в работе, творчестве»).  Выбор каждого человека уникален и неповторим.

        9. Упражнение «Выбор».

        Время: 10 минут

        Цель: способствовать осознанию разнообразия физических и психологических особенностей человека, активизация использования учащимися своих внутренних ресурсов.

        Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

         1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

         2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

         3. Съедаете что-то другое.

         4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

         Комментарий ведущего.

          Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

          Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

          Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

          Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

        10. Информационный блок. Кого называют оптимистами?

        Каждый из нас видит мир и живущих в нем людей по-своему. Одни смотрят на него в розовых очках и полагают, что наша жизнь состоит только из белых полос, а другие не питают никаких иллюзий по этому поводу и воспринимают всё только в черных тонах.

        Оптимист – это человек, который смотрит на жизнь и все ее составляющие с позитивной точки зрения. Само понятие происходит от латинского слова optimus, что означает «наилучший». Оптимисты радуются каждому новому дню и получают массу положительных эмоций от каждого мгновения. При этом все их впечатления благотворно сказываются на работе организма и активизируют функции иммунной системы. Оптимисты всегда утверждают, что мир чудесен, люди великолепны, а из любой ситуации всегда можно найти выход. Многие исследователи полагают, что такое отношение к жизни кроется в стиле мышления, согласно которому все неудачи являются случайностью и быстро проходят, а положительные события вполне естественны и закономерны. Благодаря подобным мыслям оптимисты гораздо легче сходятся с другими людьми, у них много друзей, поскольку любой человек всегда тянется ко всему прекрасному и жизнерадостному.

        Кто такие пессимисты?

        Пессимисты отличаются негативным взглядом на жизнь и во всем видят плохое. Отсюда и понятие термина pessimus – от латинского «наихудший». Живется пессимистам намного сложнее, чем оптимистам, так как их негативные взгляды на мир часто приводят к депрессиям, унынию и отталкивают окружающих. Таким людям свойственна низкая работоспособность и слабая жизненная энергия. Они теряются перед любой проблемой, а каждая неудача воспринимается ими как конец света. Любой пессимист скажет, что успех в чем-либо – это чистая случайность, а во всех его неприятностях виноват не он сам, а его близкие и друзья. Из-за постоянного пребывания в унынии пессимисты страдают от стрессов, часто болеют, у них повышается уровень адреналина в крови и растет артериальное давление. Жалобы на свою жизнь, бедствия в обществе, политические проблемы в стране – обычное явление для пессимиста.

        Какая разница между оптимистами и пессимистами?

        Понять разницу между оптимистами и пессимистами можно по простому примеру с сосудом, наполовину наполненному водой. Первые считают, что этот сосуд наполовину полон, вторые – что наполовину пуст. Пессимисты способны более трезво оценивать ситуацию, в то время как оптимисты склонны к поверхностному мышлению. Пессимисты никогда не переоценивают своих возможностей, потому им удается лучше прогнозировать свои взлеты и падения.

        Оптимистический взгляд значительно выигрывает у пессимистических мировоззрений, но имеет ряд недостатков. Люди с таким складом мышления смотрят на свою жизнь как на череду побед и доказательство собственного прогрессивного роста, поэтому никогда не обращают внимание на временные проблемы, даже если они представляют риск для их жизни или благополучия. Пессимисты же лучше контролируют ситуацию и редко ошибаются в своих суждениях. По мнению многих ученых, у пессимистичных людей более развит интеллект – они хоть и печальнее, но мудрее. Пессимистам стоит научиться радоваться жизни, а оптимистам – более реально смотреть на многие вещи. Наиболее ценной считается способность находить «золотую серединку», стараясь не преувеличивать свои проблемы и не тешить себя иллюзорными представлениями о мире и других людях, это основывается на нравственных идеалах и принципах.

        11. Индивидуальная работа «Мои жизненные ценности» 10 мин.

        Учащимся диктуется список возможных человеческих ценностей:

        • интересная работа
        • хорошая обстановка в стране
        • общественное признание
        • материальный достаток и хорошее здоровье
        • любовь
        • семья
        • удовольствия, развлечения
        • самосовершенствование, зож.
        • свобода, независимость
        • справедливость
        • доброта
        • честность
        • искренность
        • вера
        • целеустремленность

        Затем каждому предлагается выбрать из списка и выписать семь самых главных для него ценностей. Затем предлагается вычеркнуть из списка самых значимых ценностей те ценности и цели, которые невозможно исполнить, будучи наркоманом, и написать, почему они будут невыполнимы. Желающие могут объяснить свое мнение.

        12. Знакомство и обсуждение правил позитивного мышления.

        Время: 15 минут Инструкция: на доске вывешивается перечень правил позитивного мышления. Каждое высказывание зачитывается и обсуждается.

        1.Считай себя удачливым.

        2. Не уклоняйся от принятия решения.

        3. Люби себя, или, по крайней мере, постарайся себе нравиться.

        4. Люби других (или, по крайней мере, старайся, чтобы они тебе нравились).

        5. Считай все достижимым.

        6. Доводи начатое до конца.

        7. Не оправдывайся.

        8. Отстаивай свои права.

        9. Контролируй услышанное.

        10. Будь терпеливым.

        11. Ты имеешь право не зависеть от того, как к тебе относятся другие.

        12. Ты имеешь право делать ошибки.

        13. Развивай уверенность в себе.

        14. Учись быть счастливым!

        15. Добивайся своего. Став таким, каким ты хочешь быть, ты приобретешь новое чувство уверенности в себе!

        13. Завершение (2 мин)
        Взяться за руки и хором сказать: «Быть здоровым - модно!
        Быть здоровым - стильно!
        Быть здоровым - весело!
        Будем здоровы! »

         Рефлексия «Итоги дня»
        Что принес вам тренинговый день?
        Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
        Какие открытия вы сделали для себя?
        Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

         

         

         

        Поиск по сайту

        Меню сайта

        Вход на сайт